История HARIBO

Ханс Ригель родился 3 апреля в пригороде Бонна Фрисдорфе в семье Петера и Агнес Ригель. После окончания школы Ханс Ригель выучился на кондитера конфетного цеха и около пяти лет проработал на фирме Клейтген & Майер. Следующими этапами его производственной биографии стали кондитерские фабрики в Нойссе и Оснабрюке. После Первой мировой войны кондитерской фабрике Хайнен в Бонне-Кессенихе как раз требовался кондитер в конфетный цех. Ханс Ригель становится деловым партнером владельца и фирма получает название Хайнен & Ригель.

Ханс Ригель принимает решение открыть свою собственную фирму. 13 декабря 1920 в Торговом Реестре города Бонн появляется запись о регистрации фирмы ХАРИБО. Ханс Ригель покупает дом на Бергштрассе в Кессенихе, где оборудует свой первый производственный цех

Ханс Ригель женится. Его избранницей, а заодно и первой сотрудницей свежеиспеченной фирмы становится Гертруда Ригель.

Ханс Ригель придумывает "танцующего мишку" - фигурку медведя из фруктового мармелада, которому в дальнейшем будет уготована мировая слава Золотого мишки ХАРИБО.

Фирма покупает свой первый автомобиль. До этого момента супруга и работница Гертруда ежедневно развозила товар клиентам на велосипеде.

В 1923 году в семье Ригель на свет появляется первенец, которого в честь отца называют Ханс, в 1924 году рождается дочь Анита, а в 1926 - второй сын, Пауль.

Ханс Ригель начинает производить сладости из лакрицы. Первым продуктом стали лакричные палочки с выдавленным на них названием фирмы ХАРИБО. За ними последовали всемирно известные лакричные улитки и другие лакричные вкусности.

На фирме ХАРИБО работают около 160 человек. По всей территории Германии посредством торговых представителей налажен сбыт продукции ХАРИБО.

В середине 30х годов рождается рекламный слоган фирмы "Детям очень повезло..."

Завершается строительство основного здания фабрики в Бонне, начинает работу первая производственная линия.

Уже с конца 20х годов ХАРИБО делает первые шаги на международном рынке, завязав контакты с Кристианом и Экхофом Ханссенами с "Кондитерской фабрики Дания". Вместе с Хансом Ригелем из Бонна в 1935 году основывается фирма HARIBO LAKRIDS A/S KOPENHAGEN.

Непосредственно перед началом Второй мировой войны фирма представляла собой солидное среднее предприятие, на котором было занято порядка 400 сотрудников. Когда разразилась Вторая мировая война, на смену золотым мишкам пришли танки. Производственные объемы стремительно сокращаются, в первую очередь из-за постоянно растущей нехватки сырья. В возрасте всего лишь 52 лет умирает основатель фирмы Ханс Ригель. После его смерти в первые годы после Второй мировой войны у руля фирмы встает его жена Гертруда.

Подъем фирмы приходится начинать в тяжелейших условиях, на фирме всего лишь 30 сотрудников. И хотя война и бомбежки пощадили основные производственные цеха в Бонне, производство с трудом набирает обороты из-за нехватки сырья.

В 1946 годы братья Ханс и Пауль Ригель возвращаются из плена домой и берут управление фирмой в свои руки. Они организуют работу по сохранившемуся и по сей день принципу разделения труда: Ханс Ригель занимается коммерческой стороной дела, включая маркетинг и сбыт, а его брат Пауль руководит непосредственно производством.

ХАРИБО покупает фирму Клейтген & Майер из Годесберга. Это та самая фирма, на которой началась трудовая биография основателя ХАРИБО Ханса Ригеля. И сегодня под маркой "Монарх" продается эксклюзивный жевательный мармелад.

В середине 60х годов рекламный слоган несколько видоизменяется, и к детям прибавляются взрослые: "Детям, взрослым повезло, дарит радость ХАРИБО".

ХАРИБО покупает фирму "Bonera Industrie en Handelsmaatschappij N.V.“ в Бреда, Голландия. После реструктуризации фирма получает название "HARIBO Nederland B.V.".

По немецкому телевидению в первый раз показывается рекламный ролик ХАРИБО.

Произведенная здесь продукция поступает на французский и другие южноевропейские рынки. С 1989 года председателем правления "HARIBO- RICQLES ZAN" является Ханс-Юрген Ригель, старший сын Пауля Ригеля.

ХАРИБО покупает часть акций фирмы Dr. Hillers AG из Золингена. В 1979 году фирма переходит в полную собственность ХАРИБО. Начиная с 1980 года в три этапа происходит модернизация производства, оснащенного на сегодняшний день самым современным оборудованием для производства фруктового мармелада, лакричных пастилок и жевательной резинки.

ХАРИБО приобретает контрольный пакет акций старинной франконской фирмы Baren-Schmidt. Здесь производятся столь полюбившиеся потребителям пряники-сердечки, печенье-домино и другая выпечка с долгим сроком хранения. Также в производственной программе есть и жевательный мармелад. Штаб-квартира фирмы находится в Майнбернхайме в Нижней Франконии.

ХАРИБО приобретает акции фирмы Dunhills (Pontefract) в Англии. Dunhills, английское предприятие с многолетней историей и богатыми традициями, производит, кроме всего прочего, региональный специалитет - печенье "Pontefract". В 1994 году фирма уже на 100% принадлежит ХАРИБО.

ХАРИБО налаживает в Швеции систему сбыта. Штаб-квартира сбытовой организации располагается в Хельсингборге.

ХАРИБО создает сбытовую сеть в Австрии. После того, как в 1988 ХАРИБО приобретает фирму Panuli Bonbon Ges. m.b.H. в Линце, там налаживается собственное производство. Предприятие, отсчитывающее свою историю с 1921 года, производит выпечку и другие кондитерские продукты. Штаб-квартира фирмы располагается в Линце на Дунае.

ХАРИБО принимает решение завоевать американский рынок. В США создается фирма по сбыту продукции ХАРИБО, для чего покупается офисное здание в Балтиморе, штат Мэриленд.

ХАРИБО приобретает фирму Stella в Ваттрело (неподалеку от Лилля) во Франции.

В 1900 году Эдмунд Мюнстер полностью выкупает основанную еще в 1898 году Дюссельдорфскую лакричную фабрику. В 1930 году он покупает за границей лицензию на производство жевательной конфеты "МАОАМ". В 1982 году производство переводится из Дюссельфорфа в Нойсс.


В 1986 году ХАРИБО покупает предприятие Edmund Munster GMBH & Co. KG в Нойссе. Здесь выпускаются не только популярные во всем мире жевательные конфеты МАОАМ, но и целый ряд наименований фруктового жевательного мармелада.

ХАРИБО создает сбытовую сеть в Норвегии. Штаб-квартира сбытовой организации находится в Осло.

В 1898 году Освальд Штенгель основывает в Вилькау-Хафлау фабрику по производству разнообразных кондитерских изделий, пряников и шоколада, которая затем, в 1949 году, будет продана его сыном земле Саксония. Создается Народное предприятие "Кондитерская фабрика WESA". После падения Берлинской стены и объединения Германии ХАРИБО развивает бурную деятельность в новых федеральных землях (то есть на терриртории бывшей ГДР) и приобретает "Кондитерскую фабрику WESA".

ХАРИБО становится владельцем 100% пакета акций итальянского предприятия SIDAS DOLCIARIA S.p.A. и основывает фирму ХАРИБО Италия S.p.A. Штаб-квартира фирмы размещается в Милане.

Этот год ознаменовался началом сотрудничества, обеспечившего продукции ХАРИБО новый виток популярности. Рекламным лицом золотого мишки из Бонна - и не только его, но и другой разнообразной продукции ХАРИБО, стала звезда телеэкрана - всеобщий любимец Томас Готтшальк.

ХАРИБО создает сбытовую сеть в Финляндии со штаб-квартирой в Хельсинки.

ХАРИБО становится собственником известной марки Vademecum, под которой выпускаются пастилки от кашля и жевательная резинка для ухода за зубами.

После того, как в 1985 году в Испании был успешно организован сбыт продукции ХАРИБО, фирма делает следующий важный шаг и открывает там свое производство, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции и максимально приблизить ее к потребителю.

Под чутким руководством Ханса-Юргена Ригеля с этой фабрики начинаются поставки в испано- и португалоговорящие страны.

В Узе (Франция) ХАРИБО торжественно открывает "Музей конфет". История производства карамели, лакрицы и фруктового мармелада - то есть история самой фирмы ХАРИБО - предстает перед посетителями музея в красочной и запоминающейся форме.

ХАРИБО приобретает бельгийскую фирму Dulcia и начинает разрабатывать единую программу выхода на рынок с целым рядом наименований мягкого зефира.

ХАРИБО открывает новую фабрику, на этот раз в Дублине, Ирландия. Это также позволяет максимально приблизиться к потребителю и сделать продукцию еще более привлекательной в ценовом отношении. Кроме того, стало возможным разгрузить фабрику в Англии.

В своей работе с клиентами ХАРИБО активно использует новые средства связи и информации. Теперь в любое время и в любой точке земного шара на интернет-странице компании можно получить всю необходимую информацию о новинках в мире ХАРИБО.


В середине июня ХАРИБО покупает испанского производителя кондитерских изделий Geldul S.L. в Аликанте. Таким образом, в Испании ХАРИБО теперь твердо стоит на "двух ногах" - первое предприятие находится на севере страны.

Все большую значимость приобретают восточноевропейские рынки сбыта. ХАРИБО создает филиал по сбыту в Чехии, в городе Брюнн.

20 августа 2000 года начинается строительство нового завода фирмы в Венгрии. Именно отсюда будет осваиваться и снабжаться восточноевропейский рынок.

ХАРИБО становится собственником голландской кондитерской фабрики Hoepman из Хугезанда, провинция Гронинген. Фабрика производит лакричные пастилки, а также целый ряд наименований из тердого и мягкого зефира и представляет собой таким образом идеальное дополнение к ассортименту ХАРИБО.

ХАРИБО покупает фабрику Pamir Gida Sanayi A.S. Это крупный турецкий прроизводитель фруктового мармелада и зефира. Данная инвестиция позволила ХАРИБО выйти на новые рынки арабского региона, Турции и мусульманских областей бывшего Советского Союза.

Всемирно известный золотой мишка ХАРИБО торжественно отпраздновал свое 90-тилетие. Поскольку вместе с ним выросло уже не одно поколение, то он стал синонимом для продукции из фрутового мармелада.